На просторах интернета можно встретить бесчисленное множество публикаций и просто заметок, посвященных системе образования и той пропасти, к которой она катится. Поэтому в данном материале предлагаем не обсуждать ситуацию в нашей стране, а провести анализ некоторых особенностей, которые присущи системе образования США.
Система образования, которая сложилась в США в XX веке, была ориентирована в соответствии с господствующими направлениями в экономике – сельское хозяйство и промышленность. Сами американцы придумали аббревиатуру ключевых навыков, которые получали «выпускники» системы образования, – «3R» (Reading, wRiting, aRithmetic). Т.е. по сути, чтобы стать ячейкой системы, достаточно было уметь читать, писать и считать. Конечно, это все с большими упрощениями и допущениями.
Однако уже начиная с середины XX века произошло смещение ключевых навыков в профессиональной деятельности. Многие факторы, в частности глобальная компьютеризация, диктуют новые правила для системы образования XXI века. Поэтому появления новой аббревиатуры для основных компетенций не заставило себя долго ждать – так появилось понятие «4С» – Communication, Creativity, Critical thinking and Collaboration.
Именно через призму «4С» выстраивают свою образовательную систему многие американские университеты. Это напрямую связано с банком востребованных вакансий, каждая вторая из которых требует от соискателей навыков аналитического и критического мышления, умения генерировать нестандартные идеи, навыков социальных коммуникаций на разных уровнях.
Все фундаментальные «4С» навыки тесно взаимосвязаны между собой. И максимальная компетенция специалиста достигается путем их объединения и синергии. Что скрывается за каждым навыком из этой великолепной четверки давайте и рассмотрим.
Критическое мышление (Critical thinking)
Прямая взаимосвязь между способностью детей и студентов критически мыслить и успехом в освоение образовательных программ (и не только) признана во всём мире. В настоящее время, многими деятелями из сферы образования считается, что обладание навыками анализа информации, интерпретации явлений, решения задач и выстраивания логического хода мыслей, имеет гораздо большую ценность по сравнению с обладанием конкретными специализированными знаниями. Именно такие навыки жизненно необходимы для становления высококлассного специалиста.
Также стоит учесть, что информационные потоки, с которыми приходиться сталкиваться ежедневно достигли таких масштабов, что оставаться на плаву всё сложнее и сложнее. Оценить обстановку и принять верное решение – навык на вес золота.
Образовательная робототехника способствует тому, что дети, придя на занятие, активируют шестерёнки мыслительного процесса. И этот маховик мысли начинает вращаться за счет энергии искреннего интереса к изучаемому предмету. Это уникальное явление, когда ребёнок начинает наперёд рассказывать, как должна работать коробка передач автомобиля, или как устроен подъёмный кран.
Критическое мышление часто стоит в одном ряду с понятием «problem solving» – умением решать задачи (подразумевается, что оптимальным образом). В сложившемся представлении эти два понятия включают в себя следующие умения:
- Умение рассуждать (дедукция, индукция, энтимема и др.)
- Умение мыслить системно – анализ отдельных частей сложной системы и понимание их взаимодействия друг с другом
- Умение выносить суждения – оценка различных точек зрения, видение взаимосвязи между ними, анализ накопленного опыта, и вынесение решения на основание этого анализа.
- Умение решать задачи – знать традиционные и нестандартные подходы к решению задач, умение задавать правильные вопросы, которые ведут к наилучшему решению.
Коммуникации (Communication)
Понятное и чёткое выражение своих мыслей, корректная артикуляция, связная и последовательная речь, использование выразительных средств – раньше считалось, что этими навыками должны владеть люди, связанные с ораторским искусством и публичными выступлениями. Но ситуация изменилась – и теперь работодатели предъявляют эти требования к большей части соискателей. Поэтому к моменту выбора своей будущей профессии обладание хорошими коммуникативными способностями будет отличным конкурентным преимуществом.
На самом деле, если оглянуться вокруг, то даже в повседневной жизни коммуникативные навыки играют одну из ключевых ролей. В свою очередь, многие ораторы на своих тренингах с завидной регулярностью отмечают тот статистический факт (американскую поговорку), что «Доллар тому, кто придумал; десять тому, кто сделал; сто тому, кто продал» – и несложно догадаться, что последний из этой цепочки может похвастаться завидными коммуникативными способностями.
Ввиду того, что занятия по робототехнике подразумевают постоянный диалог – с наставником, с партнером по команде и членами других команд, то просто невозможно не начать развивать свои коммуникативные способности. Венцом этих внутренних коммуникаций становится защита собственных проектов.
У понятия коммуникаций много проявлений и форм, выделим некоторые из них, которым можно научиться в образовательном процессе:
- Умение четко формулировать мысли и идеи, используя устные, письменные и невербальные навыки общения в различных формах.
- Умение слушать и слышать собеседника или докладчика.
- Умение использовать средства коммуникаций для различных целей: информирование, инструктирование, мотивация, убеждение и др.
- Умение использовать мультимедийные средства и знать их влияние на аудиторию.
- Умение вести переговоры, в том числе многоязыковые и многокультурные.
Командная работа (Collaboration)
«Одна голова хорошо, а две – лучше!» – гласит известная поговорка. Всё просто и понятно. И можно было бы на этом закончить описание, но давайте раскроем почему навык командной работы попал в четверку самых ключевых. Наверное, несправедливо было бы говорить, что на текущий день осталась только одна форма ведения деятельности – командная. Нет, до сих пор есть примеры успешных проектов, реализованных практически в одиночку. Однако обратная сторона медали заключается в том, что примеры «командных» проектов имеют гораздо больший масштаб и значимость. Это заметно невооруженным взглядом, поэтому столь важно уметь выстроить эффективное взаимодействие в рамках отдела, компании, корпорации и т.д. Объединение усилий даёт ошеломляющие результаты во всех областях жизни – в науке и технике, в спорте, на международной арене – сплочённые команды единомышленников достигают глобальные цели, двигая наше общество вперёд.
И самый благоприятный период для прививания навыков работы в команде – это школьные годы. Особенно, если ваш ребенок единственный в семье. Традиционно считается, что школа – это тот социальный институт, который и прививает детям необходимые навыки. Но давайте представим себя за партой: «Не списывайте друг у друга! Делаем задание самостоятельно! Аттестат вы тоже на двоих получать будете!? и др.» Такое ощущение, что это, наоборот, программирует наш мозг на отторжение любого вида взаимодействия и сотрудничества.
В секциях образовательной робототехники дети, как правило, работают в парах. А пара – это хоть и немногочисленная, но команда. А наставники, в свою очередь, поощряют эффективное взаимодействие на занятии. Аккумуляция усилий и знаний уже в раннем возрасте даёт отличный результат. Дети вырастают с понимаем принципа поговорки, вынесенной в заглавие.
Когда речь идёт о командной работе, обычно подразумевают владение следующими навыками:
- Умение эффективно работать в разношёрстных командах, с уважением к своим партнерам по команде
- Умение проявлять гибкость и готовность быть полезным, жертвуя личными амбициями, для достижения общей цели
- Умение брать на себя ответственность за совместную работу
- Умение ценить вклад каждого члена команды.
Креативность (Creativity)
Традиционно все веяния западных стран с временной задержкой докатываются и до нас. Так стало и с термином «инновация». В каждых второй статье и новостном сюжете из области науки и техники, только и слышалось: инновационный подход, внедряем инновации, инновационная идея и т.д. Таким информационным потоком была создана некая негативная окраска и не доверительное отношение ко всякого рода инновациям. На самом деле плохого в них ничего и нет, если это не разговоры о них, а сами инновации во плоти.
Однако инновация – это следствие, а её первопричина – это творческий подход, или ещё один паразитный термин «креативность». Развивать творческие способности в детях призывают все специалисты. Есть, безусловно, группа профессиональных областей, где неуместна творческая инициатива (например, регулирование юридических вопросов), но как и все вышеупомянутые «С»-навыки, креативность не замыкается только на трудовую деятельность и применима на всех фронтах повседневной жизни.
Что касается образовательной робототехники, то для стимулирования развития творческих навыков создана специальная категория всемирной робототехнической олимпиады WRO, которая носит одноименное название «Творческая категория». На занятиях по робототехнике всегда уместна творческая инженерная мысль. Сам формат методики построен таким образом, с определенной недосказанностью местами, чтобы ребята могли раскрыть свой творческий потенциал.
Креативность и творческий подход можно рассматривать с различных сторон, вот некоторые из них:
- Умение использовать различные техники генерации идей (например, метод мозгового штурма и др.)
- Умение вести разработку, доработку, анализ и оценку оригинальной идеи и улучшать её.
- Умение выходить за рамки привычных и сложившихся концепций.
- Умение не бояться ошибок, и рассматривать их в качестве возможностей для роста.
Если суммировать и подвести итог всему описанному, то стоит признать, что 4С-навыки на самом деле являются в реалиях наших дней жизненно необходимыми. Особенно это касается подрастающего поколения. И родители, и отчасти дети, представляют к чему себя готовить, и какие специалисты будут востребованы в ближайшие десятилетия робототехничекого бума. Секция образовательной робототехники «Дело Техники» в городе Екатеринбурге – отличная площадка для того, чтобы развить в себе ключевые навыки первоклассного специалиста. Присоединяйтесь к нашему 4С-движению!
Адреса филиалов:
- Микрорайон Эльмаш, ул.Совхозная 2 (ЖК Калиновский)
- Микрорайон ЖБИ, ул.Рассветная 6/1 (ЖК Рассветный)
- Микрорайон ВИЗ, ул.Викулова 46/1