Projects, Peers, Passion and Play – четыре краеугольных камня Scratch

В Парке высоких технологий 16 мая 2018 года прошла встреча Митчела Резника с белорусскими преподавателями, на которой создатель языка программирования Scratch рассказал о принципах, которые он и его команда старались привнести в Scratch. Как и любой продукт, Scratch явился следствием большого объёма проделанной работы. Перед разработчиками стояла задача сделать такой язык программирования, который помог бы детям с одной стороны развивать свои мышление и воображение, а с другой – самовыражаться и делиться своими достижениями с окружающими. Таким образом, были сформулированы основополагающие принципы Scratch, по случайному совпадению начинающиеся на «P» (если использовать английскую терминологию):

1. Projects – Проекты

2. Peers – Сверстники-единомышленники

3. Passion – Увлечение

4. Play — Игра

О том как достичь максимальной эффективности на занятиях по робототехнике и программированию через призму четырех «P» мы и поговорим.

Projects

Наиболее благоприятная среда для получения и оттачивания своих навыков – это работа над серьёзными и значимыми проектами. Мозговые штурмы, генерация идей, разработка опытных моделей и прототипов, тестирование рынка и многое другое присуще активной работе над проектом.

Митчел Резник: «Это не очевидно на первый взгляд, но все мы – взрослые, работаем над проектами ежедневно – например, журналист трудится над статьей, а родители планируют «проект» празднования дня рождения ребёнка, одним словом какой бы деятельностью мы не занимались, на каждом шагу мы сталкиваемся с проектами. Поэтому мы хотим, чтобы дети росли и учились с пониманием того, как работать над проектами – это одна из основных идей Scratch»

Когда дети и уже взрослые ребята создают свои проекты в Scratch, они попадают в своеобразную «воронку творческого обучения»: сперва они представляют, что хотелось бы сделать на уровне идеи; затем воплощают свой проект в жизнь, радуются результатам своих трудов; делятся своими идеями и проектами с другими ребятами. Когда эйфория от реализации проекта идёт на убыль, её сменяет анализ своего творения – это даёт толчок к обдумыванию новых идей, улучшений и доработок уже созданного проекта. Как можно догадаться, этот путь ребята проходят снова и снова, получая бесценный опыт в проектной деятельности. Это уникальное явление, ведь дети проходят все звенья цепочки от идеи до воплощения – генерация идей и проверка их «на прочность», постоянные эксперименты с решениями, поиск альтернатив и обсуждение результатов с сообществом единомышленников. Всё это способствует развитию у ребят творческого мышления и способности рассмотреть объект с разных углов. 

Peers

Процесс обучения в традиционном понимании являет собой как непосредственное изучение предмета, так и социальную деятельность. Многие специалисты отмечают возрастание эффективности образовательного процесса именно в группах – в этом отношении важен диалог, чтобы люди могли обмениваться своими идеями, совместно управляли проектом, были друг для друга опорой и примером.

Поэтому принцип командной работы и эффективного взаимодействия между детьми тоже стал одним из ведущих на стадии разработки и воплощения Scratch.

Митчел Резник: Сообщество Scratch – это постоянный источник вдохновения – дети видят то, что создали другие ребята (с самых разных уголков земного шара), и могут подчерпнуть что-то для своих идей и проектов, получить опыт и поделиться им с другими. Создавая Scratch, мы хотели, чтобы люди смогли работать вместе и учиться друг у друга.

Десять лет назад, одновременно с запуском Scratch мы запустили онлайн-сообщество для его пользователей. Это было очень важно для нас. Мы с самого начала были убеждены, что дети должны общаться друг с другом, обмениваться идеями, а также все проекты нашли свою аудиторию из единомышленников.

Интернет-сообщество Scratch играет сразу две роли. Во-первых, эта площадка, которая генерирует аудиторию и обратную связь: когда ребята делятся своими проектами, они получают отзывы и предложения от своих сверстников (и не только) в сообществе. В то же время сообщество вдохновляет на новые свершения: когда ребята смотрят проекты своих сверстников, они могут получить новые идеи (и даже заимствовать скрипты) для своих собственных проектов. Мы разработали Scratch, чтобы людям было легко переосмыслить существующие проекты и дать глоток свежего воздуха новой идее. Все проекты в сообществе Scratch защищены лицензией Creative Commons, поэтому люди могу свободно использовать проектные наработки других пользователей при обязательном упоминании авторов. Это способствует тому, что более ¼ проектов интернет-сообщества – это по сути своей «ремейки» других проектов. Поэтому правило, что всё новое – это хорошо забытое старое, вполне работает со Scratch.

Passion

Когда люди работают над проектами с искренним интересом, они работают дольше и с большим упорством, не опускают руки при возникновении трудностей и делают всё возможное для покорения намеченных вершин.

Именно поэтому третьей составляющей проекта Scratch – является настоящая страсть к любимому делу – и мы испытываем неподдельную радость, глядя на разнообразии проектов на веб-сайте. Это отчётливо говорит о том, что ребята работают над проектами Scratch, которые им действительно нравятся. Это разнообразие проектов также подчеркивает многообразии интересов и идей у подрастающего поколения (которое, традиционно, принято ругать). Самый примечательный эффект заключается в том, что качество обучения техническим и точным наукам растёт, если обучающиеся приходят на занятия с горящими глазами, энтузиазмом и желанием «открывать Америки».

Play

Пожалуй, нет более верного способа сделать процесс обучения более увлекательным, чем построение его «под соусом» игровой деятельности. Изучение Scratch поощряет эксперименты, постоянный поиск альтернатив, методы проб и ошибок, даже риск! Снова и снова. Такая свобода действий, в хорошем смысле слова, безусловно увлекает детей.

Митчел Резник: «Мы считаем, что игровая форма делает процесс обучения более живым и разнообразным. Создавая Scratch, мы надеялись, что у ребят будет неограниченный простор для своих экспериментов, что они смогут и будут выходить за границы привычных рамок.

Когда большинство людей думает о игре, они представляют себе, в первую очередь, некие веселье и забавы. Но когда наша исследовательская группа задумывается об игре, то наше восприятие лежит в несколько иной плоскости. Игра для нашей команды – это именно подход по взаимодействию с окружающим миром. Мы видим игру как процесс экспериментов и исследований, проб и ошибок, умение разглядеть новые возможности. Эти аспекты игры играют центральную роль в творческом процессе обучения. Занимаясь разработкой Scratch, мы хотели воодушевить ребят на полезную игру со своими проектами. Даже функциональные блоки созданы таким образом, что с ними можно «возиться» часы напролёт в поисках своего идеального проекта.

Мы посвятили встрече Митчела Резника с преподавателями эту статью в блоге, так как в нашей секции робототехники «Дело Техники» всецело разделяем взгляды команды разработчиков Scratch и в своей практике применяем в той или иной пропорции все ключевые принципы образовательной методики.

Оригинал статьи – http://scratch.by/en/about/news/mitchel_resnick_the_four_p_s_of_creative_learning/

Добавить комментарий